|
Валерия Стрельникова.
Он был отличным физиком, а вот художником стал...
О нем говорят: человек необычной судьбы. Это уже стало общим местом. Слыл ли бы он столь же необычным, если бы, скажем, пил, а потом бросил? Пришел после долгих метаний к церкви? Прозябал в бедности?.. Ведь настоящий художник, по классике, обязан быть бедным – иначе он вроде как не настоящий...
Самое странное, возможно, в том, что Владимир Волосов (см. НГ № 92 за 2004 год, «Две судьбы») не пытается никому ничего доказать.
Сперва просто был успешным ученым – специалистом по нелинейной оптике, профессором, доктором наук, лауреатом Государственной премии и т. д. Потом просто стал успешным живописцем. Только и всего.
В мировой истории это, видимо, не первый случай. Даже в культовом чилийском сериале «Мачос» («Страсти») есть такой персонаж, известный врач-гинеколог, который лет в 50 бросил вдруг клиническую практику и ударился в рисование. Но у того доктора все пошло кувырком...
Волосову было уже за пятьдесят, когда он, в апреле 1990-го, ни с того ни с сего уволился из ГОИ имени Вавилова, проработав в этом прославленном институте ровно 30 лет – день в день. Получал, кстати, официально тысячу рублей (огромные по тем временам деньги).
– Уходил в никуда, сегодня можно признаться.
|
|
|
Его упрашивали, не отпускали, предлагали компромиссные варианты... Он написал несколько картин, взял их под мышку и отправился, как тот мальчик, завоевывать новое измерение. С тех пор где только не было его выставок, в каких только собраниях нет его полотен. Бостон, Стокгольм, Берлин, Канберра, Париж, Торонто, Лондон, Тель-Авив, Гонконг, Сан-Франциско... Реализм не в моде: слишком тривиально. Не комильфо, если твои работы нравятся рядовой публике. Быть принятым и понятным избранным – то ли дело. Свои произведения надо или дарить – или, если уж продавать, то о-о-чень дорого... Волосов эти тезисы разбивать не стремится. А все же разбивает. Волосовские пейзажи, марины и натюрморты, времена года и виды городов продаются и там, и здесь. Весь мир в кармане, и ты – повсюду, во всех весях и на всех материках. Он не гнушается делать и авторские повторы, на заказ – а что? Тоже, если вдуматься, мерило профессионализма. Академий не заканчивал. В творческих союзах не состоит. В отличие от коллег по цеху, юных-здоровых, «льготного тарифа» не клянчит: мастерскую оборудовал себе сам, в квартире на Васильевском... Нынешняя экспозиция в Музее-квартире Бродского на площади Искусств – вернисаж был вчера – что называется, юбилейная: все-таки маэстро 70 лет. И ретроспективная: охватывает 15 лет творчества. Еще и презентация альбома... Художников – заклятых друзей – пришло двое. Зато было полным-полно одноклассников (и откуда их столько?), однокурсников, коллег по прежней работе; всевозможные – веды, коллекционеры... Много молодых лиц. «К счастью, он оказался не травмированным ни одной из школ», – радуются поклонники. Завистники объясняют: «Поймал волну». Волосов ни яхтингом, ни серфингом не увлекается – он горнолыжник, но про него почему-то тянет сказать: «Рассекая волны». Фото Сергея ЕРМОХИНА Валерия СТРЕЛЬНИКОВА «Новая газета» Санкт-Петербург, №24 2007 г |
при копировании материала прямая ссылка на источник обязательна